С 3 по 5 сентября в Кампусе «ТАУ» в рамках проекта ИЖЕВСКИЙ КИБЕРФЕСТ-21 прошел киберспортивный форум.

Тема нынешнего форума была узкоспециализирована: «студенческий киберспорт и развитие киберспорта в ВУЗах». Спикеры и участники обсудили проблемы и успехи в студенческих киберспортивных проектах.

Сразу скажу: я скептически относился к киберспорту. И когда меня пригласили посетить второй киберспортивный форум, проходивший в рамках проекта «Ижевский Киберфест — 21», предупредил организаторов о своем настрое. Даже несмотря на то, что сотрудничаю с руководством местной федерации несколько лет, в киберспортивном направлении я старался никогда не появляться, поскольку видел в нем больше шоу, нежели спорта.

Но согласился и поехал. На этот раз тема форума «студенческий киберспорт и развитие киберспорта в ВУЗах», поэтому и участники подобрались соответствующие: представители ведущих ВУЗов Удмуртии, представители партнеров федерации и успешные функционеры из Москвы и Сочи.

Стоит отметить, что в день старта форума Ижевск и его окрестности накрыло абсолютно питерской погодой. Всю пятницу моросил неприятный и ленивый дождь, но это совершенно не сказалось на настроении приехавших в кампус «ТАУ», до недавнего времени называвшийся «Лесная страна». Все были готовы обсудить проблемы и первые успехи в студенческих киберспортивных проектах.

КИБЕРФЕСТ-21

«С ума сойти, ведь это уже Двадцать первый,» — приходит в голову — «сколько ж я пропустил таких фестивалей, имея в шаговой доступности реальную возможность изучить предмет и убедиться, что киберспорт — не спорт!»

Что ж, иду вместе с другими форумчанами на открытие в актовый зал. Приветственные речи. Первые улыбки и аплодисменты. Крутые наставники из мира танцев и баскетбола (на фестивале не только киберспорт) и не менее крутые спикеры по моему «временному профилю».

— Я уже далеко не первый раз в Ижевске и на киберспортивном форуме. Я люблю Ижевск! — признался в любви Александр Горбаченко, Президент ФКС России (2009-2017), Президент ФКС Москвы (2017-2021), член совета международной ассоциации по защите прав спортсменов.

— Была на КИБЕРФЕСТЕ летом. Очень понравилось. Желаю всем участникам хорошей игры на турнире. Пусть победит сильнейший! — поприветствовала участников ИЖЕВСКОГО КИБЕРФЕСТА-21 Эвелина Алиева, директор Центра управления и образования ИОМ РАНХиГС. Именно она и стала первым спикером форума.

ФОРУМ. День 1

Эвелина Алиева рассказала о программе развития киберспортивного направления, которая разработана РАНХиГС.

 Нами были разработаны и готовы к реализации первые программы повышения квалификации в сфере киберспортивного менеджмента. Весь этот год прошел для нас под эгидой киберспорта, начиная с январского Гайдаровского форума в РАНХиГС, где секции по киберспорту было привлечено большое внимание. Мы понимаем, что киберспорт - это не просто игры. Он развивает креативность, коммуникацию, стратегическое мышление, тайминг, дает навыки выполнения различных по сложности задач в условиях неопределенности. Поэтому киберспорт может быть полезен не только в профессиональном плане, как спорт высоких достижений и кузница чемпионов, что тоже важно, но и как инструмент развития и обучения детей и молодежи! — поделилась Эвелина Алиева.

Второй спикер отметил актуальность реализации программы «Менеджмент в киберспорте» для образовательных учреждений.

— Киберспорт обладает инструментами для развития когнитивных способностей. Это современные шахматы, шашки. И сейчас важно, чтобы государство обратило внимание на образовательный функционал компьютерных игр. Государство должно зайти в этот сектор, иначе мы окончательно отстанем от европейских стран, даже не самых передовых в плане компьютерного спорта. Мы ведь говорим не о спорте высших достижений. Нашей задачей в ВУЗах не является воспитание чемпионов, но важно предоставить возможности для роста спортивных навыков. Нужно понять, что киберспорт, помимо всего прочего развивает новые компетенции. Он играет важную роль и в досуговой деятельности. Сегодня компьютерный спорт является преимуществом для ВУЗов в привлечении абитуриентов. И они должны создать все условия для их привлечения! — сказал в своем выступлении Александр Горбаченко.

Завершал первый день форума Никита Капелюш, заместитель директора Московской Студенческой Киберспортивной Лиги (МСКЛ). Он показал на примере лиги, как может развиваться студенческий киберспорт, и каковы перспективы его роста.

— Мы проводим уже 11-й сезон Лиги. Сегодня идут соревнования в 7 различных дисциплинах. В этом сезоне мы планируем расширить программу, а также продолжить сотрудничество со студенческими организациями других стран. Опыт у нас уже есть. Знаете, если бы еще несколько лет назад мне сказали, что мы сможем добиться подобных результатов – я бы точно не поверил! — с улыбкой подытожил Никита.

После трех часов выступлений участники форума отправились знакомиться с программой фестиваля и обсуждать свои темы в чайную комнату. Забегая вперед скажу, в ней было проведено немало часов и жарких баталий. Впрочем, так бывает всегда. Первый день подошел к концу, самые стойкие остались на спортивный покер, я же после терабайтов новой информации решил отдохнуть.

ФОРУМ. День 2

Говорят, второй день любого фестиваля или форума — самый важный. Например, так говорит Михаил Маргасов, организатор 2-го форума и 21-го фестиваля.

Он определяет основные направления и там, и там. Близок ли главный киберфункционер Удмуртии к повестке, хорошо ли понимает ее сам — предстояло всем узнать 4 сентября. Именно в этот день на форуме были заявлены «проблемы, истории провалов, личные кейсы и даже ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ практики».

Сиживал я на форумах и раньше, многое из обещанного зачастую сводилось к цитированию информации из более продвинутых источников, поэтому рубрики второго дня одновременно вызвали неподдельный интерес и скепсис.

Было некое журналистское возбуждение: «вдруг и правда будут реальные практические кейсы?». Но и мой внутренний циник никуда не уходил, ведь в первый день я услышал, как много проблем в киберспорте - «а я думал, у нас в футболе проблемы...». И ожидать каких-то конкретных решений или хотя бы откровений, в том числе о провалах уважаемых спикеров, было непривычно.

Я направился в учебный корпус с яркой оранжевой крышей ожидая, что «вот сегодня точно все решится». Одно из двух: или в киберспорте России правда начались правильные шевеления, или это очередной форум, где мы прослушаем доклад «специалистов», осваивающих командировочные на природе.

...тем временем ТАМ – в актовом зале лагеря – продолжался КИБЕРФЕСТ-21. Продолжали стучать клавиши, нервы были взведены до предела, а на экранах пролетали герои с разными скиллами (слово-то какое англицкое) и красивой анимацией. Фестиваль был в самом разгаре. Шел плей-офф по доте. Москвичи и пермяки вырывались вперед. Ижевчане старались им помешать. Все вместе ловили любой лучик солнца, чтоб успеть порубиться в соревнованиях по перетягиванию каната и волейболу — теннис и шахматы часто отходили на задний план, их можно было «провести под крышей при любой погоде».

Однако, КИБЕРФЕСТ-21 – это не только компьютерные баталии. Да и не только ФОРУМ, рассказ о втором дне, которого я все откладываю. Это еще и спорт!

Георгий Владыкин – главный судья «традиционных» (так их вынуждены называть на этом фестивале, чтоб не путаться) видов спорта: волейбола, баскетбола, каната, шахмат и настольного тенниса. Вот он пламенной речью воодушевляет участников турнира по настольному теннису. И клокочет бой. Рубятся девчонки. Бьются ребята.

А потом у настольного тенниса перехватывает инициативу баскетбол, который все так долго ждали. Сегодня ижевская погода стала благосклоннее. Подсушила баскетбольную площадку. Позволила провести баскетбольные конкурсы. Жаль, что не успели полноценный турнир.

И пусть иногда под игроками разъезжались кроссовки, а немного мокрый мяч был непослушен. Баскетбол состоялся. Город Ижевск играл против пос. Игра. Нервы. Пот. Эмоции. Все то, что должно быть в этом виде спорта – все присутствовало.

Даже автор этой заметки попробовал себя на площадке. 1 из 26 точных бросков (да, немного стыдно). А молодые ребята жгли там. Попадали, защищались, обводили, забивали. Лучший снайпер забил 8 трех из 10!

Чуть позже фестиваль посетил известный спортсмен-универсал Александр Кононов, которому одинаково хорошо даются и баскетбол, и фитнес, и боулинг. Он провел для участников соревнования по канату, и это надо было видеть!

И вот, вроде все хорошо: море спорта, яркого, интересного, по-настоящему потного и даже драматичного. Фестиваль хорош! И киберспортсмены, занимающиеся обычным спортом, тоже. Но сам-то киберспорт пока так и остается для меня больше красивым длинным словом, чем спортом. Я услышал море проблем, увидел человеческое лицо участников, их активность и готовность «не только кнопки жать» - но не увидел путей решения, не понял, где тут подготовка, тренировки и состязательность. Не прочувствовал и не принял.

С прежним скепсисом теперь уже в зале форума открываю блокнот и готовлю уши — второй день запускают самые «юные» (но точно опытные) спикеры: руководитель проекта «Федерация киберфутбола России» Юрий Сошинский, Михаил Маргасов и вновь Никита Капелюш.

Главные проблемы, которые обозначили все трое, это «разные цели» участников киберспортивного рынка и «неспособность (даже при желании) услышать друг друга». Сначала Юрий рассказал о своем опыте работы с вузами, обозначив основные проблемы, многие из которых, как мне показалось, из разряда «в России две беды». Ну а что, в киберспорте тоже люди, тоже дороги).

— Отсутствие планирования, разные задачи всех участников процесса, плохая работа со спонсорами, недостаточное отделение спорта от шоу – главные проблемы развития киберспорта в ВУЗах! — отметил Юрий.

— Я бы добавил недопонимание! Многие считают, что компьютерный спорт – событие, но не спорт! Его узнают, но не принимают. В этом наша центральная проблема! — дополнил Михаил Маргасов, модератор форума и Президент Федерации киберспорта Удмуртии.

Затем Михаил предложил всем поучаствовать в эксперименте. Он должен был состоять из трех частей:

— личная подробная история киберспортивной студенческой жизни уже опытного теперь игрока и менеджера студенческой команды
— дискуссия между участниками форума для определения основных условий развития студенческого киберспорта на трех уровнях: для всей страны, для отдельно взятого учебного заведения и для студентов как таковых
— допрос трех разных студентов, плотно занимающихся киберспортом, на те же темы

В итоге мы вместе должны были сличить данные, полученные из трех разных источников, сравнить их и увидеть — на сколько мы далеки (или близки) от понимания друг друга. Вновь забегая вперед скажу: результат меня поразил.

В первом блоке практикума на «горячий стул» у нас сел Никита Капелюш, который в этот раз рассказал личную историю взлетов и падений на пути организации кибеспортивной команды своего Вуза. Без прикрас. Даже жёстко.

Модератор Михаил, сидящий рядом Юрий, да и остальные слушатели понемногу подливали масла в огонь, и все происходящее начало напоминать ток-шоу. Тем более, что во втором блоке эксперимента мы все вместе (более 10-ти абсолютно разных человек) должны были обозначить всего ПЯТЬ главных проблем, которые надо решить, чтоб всем стало «хорошо». На каждый уровень: страна, вуз, студент. Итого 15, не обязательно совпадающих.

Здесь ощущения приближающегося ток-шоу перешли в факт! Дебаты, споры, правда по обе стороны — было все и гораздо больше. Интеллигентно, но громко и даже весело. Еле успевали по таймингу, даже ушли на обед размахивая громко руками (смайл).

А потом случилось главное. По крайней мере, для меня...

На третий блок наш модератор привел трех участников фестиваля: студенты из Ижевска, Москвы и Перми вместе (за гораздо более короткий промежуток времени, черт бы этих современных крутышей побрал!) обозначили своё видение. Свои 15 позиций успеха студенческого киберспорта в России.

Сказать, что я был приятно удивлен — ничего не сказать. Я в шоке, а мы всем форумом аплодируем ребятам. Как сказал позже Виталий Алиев, коллега и муж Эвелины Алиевой, 70-80% попаданий – это здорово.

НИКТО никого не предупреждал, не подговаривал. Структуру практикума и участников знал только один человек, а многие моменты вообще рождались спорадически. Но мы услышали друг друга, примерно на эти самые 70-80%. По-моему, это немало, ведь все мы очень разные, и по статусам, и по возрасту.

Как сказал Михаил Маргасов, именно для этого мы сегодня и собрались.

Разговоры умных (ну, мы же все умные, да?) людей иногда годами не могут привести ни к чему дельному, потому что говорят они на разных языках. Говорят издалека, боясь сблизиться или обнаружить свою уязвимость для «противника» - а многие в киберспорте воспринимают другую сторону сразу противником, а иное мнение как угрозу.

Получается, что именно возможность услышать друг друга, дать договорить, даже не будучи согласным, дабы иметь и со своей стороны моральное право высказаться — главное?
По крайней мере, я ТАК понял основной месседж второго дня форума. Тем более, что после дебатов, выдохнувшие, но все еще краснощекие коллеги фактами и целыми кейсами подчеркнули это условие.

 Мне повезло с ВУЗом, пусть там изначально и не был развит компьютерный спорт. Своими успехами мы смогли доказать руководству: киберспорт – важная составляющая современного спортивного движения. Нас услышали. И нами стал гордиться весь институт. Одного из моих товарищей – киберспортсмена – даже признали лучшим спортсменом ВУЗа! — похвастал Никита Капелюш.

Проблем, по словам Никиты, всегда было достаточно. Но все они решаемы при достаточной вовлеченности руководства. Если есть инициатива снизу!

Потом долго еще не утихали разговоры в чайной, как и полагается...

ФОРУМ. День 3

Третий день форума был объявлен свободным — нам предложили изучить фестиваль, посмотреть финалы турниров и поучаствовать в киберквизе. Разумеется, некоторые уехали по делам (жаль, не со всеми успел пообщаться), но многие остались - чаепития, посиделки и личное общение на фоне завершающегося киберфеста были особенно теплыми.

А я вот о чем подумал... Такой этот киберспорт местами нелепый, непонятный. Но яркий и развивающийся. Представьте себе Джеймса Нейсмита. 21 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил ребятам непривычную игру. Ее смысл сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Многие тогда усмехнулись над странным дядькой с новыми идеями. Но именно ТАК родился его величество баскетбол. На сегодняшний день один из самых популярных и массовых мировых видов спорта.

Поэтому, я подумал, и решил дать шанс киберспорту, в своем сердце высвободив новое место для его развития. Как было сказано вчера: «Киберспорт не остановить!». Кажется, после этого форума даже некоторые антагонисты и скептики готовы с этим согласиться. А я уже жду следующий фестиваль или форум.

Скажу теперь: я МЕНЕЕ скептически отношусь к киберспорту.

По материалам sportur.ru


Добавить комментарий


Top.Mail.Ru