Форум в Евпатории: резолюция
22-24 сентября 2021 в рамках проекта «Крымский Киберфест» состоялся форум, итоги которого изложены в данной статье. Каждый день у форума была новая тема и погруженные в нее спикеры — мы предлагаем вам зафиксировать информацию, используя несколько параметров:
— кейс
— основные проблемы
— основной посыл, месседж - тезисно
— существующие решения
— предложения или запросы от участников форума (если были)
— будущее кейса в практике ближайшего сезона 2021-2022 (если есть)
22 сентября.
Тема: проблемы киберспорта на Юге в и в Крыму
Спикер #1 = Сергей Селимов
Председатель Государственного комитета молодежной политики Республики Крым
Кейс: Проблемы взаимодействия киберспортивных функционеров и власти
Основные проблемы:
— Низкие компетенции в работе с документами
— Боязнь выйти на диалог с властью
— Недостаток конкретики в запросах
— Безответственность при исполнении
Месседж: Зачастую представители киберспорта приходят «просить», не предлагая ничего взамен. Документы, от положений и смет до календарей и контрольных точек, также часто не проработаны. После получения резюме на свой запрос иногда киберфункционеры самостоятельно прекращают взаимодействие, не желая или не имея навыков детальной проработки вопроса. Власть всегда занята и перегружена множеством дел, поэтому реагирует на четко выстроенную картину и конкретные предложения. Когда много воды — диалог не складывается. Когда заявленное не подтверждается — тем более.
Существующие решения: Не бояться выйти на диалог, но приходить с конкретикой и примерами. Получив встречный запрос от чиновников, изучить его и среагировать со своей стороны, не откладывая дело в долгий ящик. Четко отчитаться за первое взаимодействие перед тем, как переходить к дальнейшим. Выслушать KPI от власти, соотнести со своими задачами и искать компромисс. Смело писать программы на гранты и субсидии.
Будущее: Власти Крыма в лице комитета по делам молодежи готовы и дальше работать в сфере киберспорта, рассчитывая, что к ним будут приходить ответственные и аккуратные люди. Также Сергей отдельно отметил, что, например, в сфере образования есть многообразие решений для киберспортивных функционеров — в частности, для тренеров или преподавателей в школах. Но и здесь, разумеется, нужно идти к директору с четкой программой, набраться терпения и искать варианты решения задач, которые интересны не только киберфункционеру, но и школе.
Спикер #2 = Карен Саргсян
Руководитель ЦРКС Республики Крым
Кейс: История киберспорта в Крыму, текущие проблемы, успехи и будущее
Основные проблемы:
— Сложная геополитическая обстановка
— Недостаток качественных площадок
— Отсутствие понимания в профильном ведомстве (Минспорта)
— Нет преемственности, нет кадров
Месседж: Когда Крым был при Украине, была одна история, со своими плюсами и минусами, теперь другая — и киберспорт не сразу адаптировался. Потеряли многое, что было традиционным, не успели сформировать и вырастить новое. Из киберспорта ушли несколько значимых игроков на рынке, серьезных партнеров и функционеров. Далеко не все дисциплины развиваются. В целом киберспорт крайне централизован: всё в Симферополе, а в других городах Крыма его почти нет. Тем не менее, есть понимание процессов, и исправление ситуации уже началось.
Существующие решения: Некоторые проекты Крым только запускает, но есть уже положительный опыт в проведении корпоративных турниров — их качество и количество помогают поддерживать и обычный киберспорт на плаву. Но такой подход решает лишь малые вопросы, крупные вопросы ЦРКС пытается решить при помощи диалога с властью. Карен смело «ходит по кабинетам». И хоть пока это не всегда удачно, всем рекомендует делать это регулярно. Первые успехи Крыма на лицо: сам форум проходит в рамках Фестиваля, поддержанного правительством.
Будущее: Уже сейчас ЦРКС Республики Крым совместно с Государственным комитетом молодежной политики Республики Крым планируют ряд совместных мероприятий на 2022 год. В том числе новый фестиваль в июле.
Спикер #3 = Юрий Сошинский
Руководитель проекта "Федерация киберфутбола России»
Кейс: Успешные проекты по киберфутболу на территории Крыма
Основные проблемы:
— Боязнь начать
— Недостаток качественных площадок
— Не было перспектив роста участников
Месседж: В целом по регионам ранее уже было множество мини-турниров по киберфутболу, но все они были нишевыми, на уровне пабов: победителям некуда было двигаться дальше. ФКФ сформировала турнирные лестницы, объединила любителей киберфутбола и нашла дополнительную мотивацию (и квоты) для победителей малых турниров. С таким подходом и были реализованы первые крупные турниры в Крыму — и сразу успешно.
Существующие решения: Юрий считает, что всегда нужно предлагать участникам нечто большее, чем просто участие в турнире. Выход чемпиона малого турнира на участие в более крупном — стандартная лестница, необходимая в спорте. Также стоит проводить разноплановые и разноуровневые турниры круглый год, чтоб не появлялось больших пустот, и спортсмены не теряли мотивацию. Именно так работает ФКФ, и так предлагает работать всем в Крыму (и не только).
23 сентября.
Тема: Наука и образование в киберспорте
Спикер #1 = Эвелина Алиева
Директор Центра управления в образовании ИОМ РАНХиГС
Кейс: Первые шаги в образовании и доп. образовании, зарубежный и местный опыт
Основные проблемы:
— Поздно начали
— Недостаток методик
— Недостаток рабочих мест для выпускников
— Множество «ширм», малое количество качественных площадок
Месседж: Образование в киберспорте, о котором сейчас много говорят, пока находится в зачаточном состоянии. Оно не сильно связано с успехами тех или иных стран в соревнованиях, зато опирается на системный подход — первыми, кто уже обучает и готовит кадры для кибериндустрии, стали европейцы. В России тоже есть два ВУЗА (РГУФК и Синергия), которые в разное время запустили образовательные программы по киберспорту. В основном «киберспортивный менеджмент», выпускающий организаторов и преподавателей. Тренеров и технический персонал в сфере киберспорта практически никто не готовит. Не хватает и проверенных методик, по итогам которых вырастали бы достойные кадры, которые были бы востребованы на местах. А сотрудников в киберспорт ищут многие — от клубов до серьезных организаций. И в основном находят стихийно организовавшихся самоучек.
Существующие решения: Тем не менее, первые вузы уже работают, появились первые бакалавры, некоторые трудоустроены по профилю. Есть онлайн-курсы, которые в современных реалиях хоть какой-то да выход для ищущих знаний.
Предложения от участников форума: ВУЗам, уже работающим в Москве, расширить сетку по России, чтоб провинция также могла обучаться, не приезжая в столицу. Онлайн не дает качества.
Будущее: Количество мест на кафедрах уже работающих в киберспорте вузов не сможет удовлетворить потребности большинства, поэтому единственный путь — расширяться. А также прорабатывать методики, которых явно не хватает. По сообщению Эвелины, РАНХиГС свои курсы только запустил, и пока это лишь «доп. образование». Однако на основании полученного опыта вскоре в РФ должно быть уже ТРИ вуза, обучающих киберфункционеров. Отдельный вопрос о практике для получивших знание теоретиков. Совместно с ФКС Удмуртии (позже представитель подтвердил) планируется ряд интенсивов, в которых участники, получившие теоретические знания, могли бы при помощи опытных наставников их закрепить в полевых условиях. Наглядность этих интенсивов может повысить заинтересованность работодателей в приеме на работу выпускников.
Спикер #2 = Павел Пимонов
Директор МСКЛ
Кейс: История, успех и структура Московской Студенческой Киберспортивной Лиги как пример продукта
Основные проблемы:
— Ранее не было отработанной схемы
— Недостаток кадров
— 90% участников любых проектов итак студенты, зачем отдельная Лига?
Месседж: Каждое учебное заведение стремится показывать своих студентов с лучшей стороны. Соревновательная деятельность, где участники представляют конкретный вуз, дает возможность студентам ассоциировать себя с альма-матер, а также жить в течение нескольких лет в единой экосистеме. В случае успехов — искренне испытывая гордость за цвета и флаги вуза, а также естественным образом презентуя его в глазах других молодых людей. Поэтому отдельные проекты по студенческому киберспорту нужны.
Существующие решения: МСКЛ сформировалась несколько лет назад и имеет свой большой опыт ошибок и успешных решений. Сейчас это одна из самых стабильных, качественных и мотивирующих лиг в студенческой среде.
Открытость, многоступенчатость (можно расти дальше в ВКСЛ), большое количество дисциплин, межсезонный проект МСКЛ+ (чтоб не скучали), шоу-матчи лучших участников с зарубежными соперниками, торжественные церемонии для победителей совместно с руководством ВУЗов на их территории, волонтерская программа для молодых функционеров — основные отличительные черты лиги.
Предложения от участников форума: Скорее, вопрос, и он был сразу разрешен. В основном сезоне МСКЛ играют только местные участники. В МСКЛ+ могут участвовать любые регионы, любые учебные заведения.
Будущее: Собственно, проект МСКЛ+ и есть главное новое будущее лиги, основные моменты которой итак проработаны. Он призван заполнить пустоту для желающих играть в межсезонье, а также помочь другим регионам приобщиться к данному формату работы. Тем более, что Павел с коллегами разработали типовые документы для самих учебных заведений, облегчающих организацию «киберспортивной ячейки», и готовы им поделиться со всеми желающими.
24 сентября.
Тема: Спецпроекты, доступные любым регионам. Механика
Спикер #1 = Александр Горбаченко
Член совета директоров Международной ассоциации по защите прав спортсменов
Кейс: Единый Образовательный Центр
Основные проблемы:
— Нехватка кадров
— Непонятно, где их брать, как оценивать компетенции
— Низкий уровень доверия к существующим обучающим площадкам
Месседж: В своей работе Александр неоднократно сталкивался и сталкивается с тем, что для реализации тех или иных проектов зачастую просто нет подходящих кадров. Подходящих согласно бюджету, компетенциям и опыту. Эта проблема касается практически всех уровней киберспорта, всех регионов и всех участников рынка, даже не киберспортивного, а «игрового». Из-за существующей проблемы не растет и качество реализации даже самых разумных и интересных проектов.
Существующие решения: Их на сегодня в киберспорте нет. Есть аналоги в традиционных видах спорта. Также можно ориентироваться на первые успехи в работе ВУЗов. Однако они не дают ни в количестве, ни в компетенциях тех сотрудников, которые зачастую нужны «здесь и сейчас» для организации.
Предложения от участников форума: Да, такой центр нужен. Желательно с практикой по итогам теории, разнообразием курсов и документами на выходе. В идеале — еще и с трудоустройством)
Будущее: Совместно с рядом коллег Александр предлагает организовать Единый Центр, в котором теорию бы преподавали лучшие в своих направлениях успешные функционеры, а практику проводили на интенсивах по примеру того, как это делает Удмуртия. В октябре как раз на территории Ижевска будет «пробник», где ряд организаций объединят усилия в повышении квалификации сотрудников. Запланирован интенсив на 22-24 октября 2021.
Спикер #2 = Никита Капелюш
Заместитель директора МСКЛ
Кейс: проект Московский Киберспорт
Основные проблемы:
— Не было объединяющего большинство любителей киберспорта проекта
— Не было своей турнирной площадки
— Не хватало инструментов для определения лучших в Москве, в том числе для формирования сборной
Месседж: Какое-то время киберспортивная карта проектов в столице была как лоскутное одеяло: не было ни логики, ни связности, ни преемственности в турнирах. Охват дисциплин и конкретно игр был предельно мал. ФКС Москвы исправили эти недочеты, создав и отрегулировав за несколько лет проект «Московский Киберспорт». Также в рамках этого проекта реализуется сателлит «Лига звезд», который приобщает известных людей вне киберспорта к нашему виду деятельности и популяризует движение.
Существующие решения: Сейчас проект объединяет множество дисциплин в единый пул. Турниры оформлены на собственной платформе https://cybermos.ru/ и абсолютно бесплатны для всех желающих. Проект открыт к участию для всех жителей РФ, не только для москвичей. Коллеги приглашают к участию.
Будущее: Проект цикличен и работает безостановочно — в турнирах от «Московского киберспорта» можно участвовать практически круглый год.
Спикер #3 = Михаил Маргасов
Президент ФКС Удмуртии
Кейс: Успехи Удмуртии, которые можно транслировать для всех. Три проекта
Основные проблемы:
— Скептическое отношение других видов спорта к киберспорту
— Нехватка кадров, зашоренность и предвзятость в работе функционеров
— Отсутствие единого канала/платформы для согласования деятельности и организации проектов
Месседж №1: Большое количество разнообразных проектов, регулярность и многолетние традиции их проведения в Удмуртии базируются на нескольких решениях, которыми Михаил предлагает руководствоваться и другим. До сих пор в большинстве регионов негативное отношение к киберспорту, особенно на уровне профильных министерств и ведомств. Основная причина — они не видят «лица» киберспорта, не понимают его, он слишком чужд. В ответ киберспортивные функционеры зачастую упрямо пытаются показать лишь «эксклюзивность» и массовость своего вида, забывая о цеховой солидарности, которую могли бы завоевать, подружившись с «настоящим спортом».
Существующие решения №1:
Наладить отношения не только с минспорта, но практически со всеми другими федерациями и правительством получилось у Удмуртии давно: в 2010-м был запущен проект «Киберфест», где участники-киберспортсмены показывали себя сразу в нескольких дисциплинах, не только в киберспорте. Волейбол, шахматы, настольный теннис и прочее — во все это играли «геймеры». Фактически сразу удалось решить ряд вопросов:
— чиновники и другие федерации увидели, что киберспортсмены «не только умеют кнопки жать»
— программа фестиваля соответствовала всем нормативам от ФКС России, будущее ГТО в ней было изначально (ранее называли ОФП)
— в рамках фестиваля смешивались различные субкультуры и популярные молодежные движения (танцы, стритбол, КВН, паркур, воркаут и т.д.), киберспортсмены помещались в один лагерь с другими участниками, происходила интеграция, а это отличный инструмент для реализации программ совместно с молодежными комитетами и министерствами.
Таким образом с 2010 года в Удмуртии было проведено 39 (21 официальных при поддержке правительства) подобных фестивалей. Более подробно в документах, которыми ФКС Удмуртии готова поделиться с любыми желающими.
Месседж №2: С одной стороны, во многих регионах не хватает качественных кадров для организации серьезных проектов, с другой стороны, большинство стремится пристроить «своих» на работу при любом удобном случае, невзирая на компетентность. Эта болячка есть и в других видах спорта, но не так повально. Одни и те же «местные» и «свои» организаторы допускают одни и те же ошибки, поскольку постоянно варятся в собственном соку. Отсюда же недоверие судейскому институту в киберспорте как таковому. Как со стороны киберспортивного сообщества, так и со стороны реального спорта. Не говоря уж о том, что и формальных документов не хватает многим. Но главное — качественная организация и непредвзятое судейство. Гарантировать их в России могут единицы, чаще это коммерческие крупные турнирные операторы.
Существующие решения №2:
Необходимость на знаковых и крупных проектах перемешивать местных сотрудников, особенно судей, с приезжими из других регионов — стандартная практика цивилизованных видов деятельности. Не только спорта. Необходимо внедрять и в нашем виде. Срочно и на постоянной основе.
Первые саженцы уже есть (например, на Крымском фестивале работали два региона), со своей стороны ФКС Удмуртии будет приглашать к участию и работе в крупных проектах сотрудников других регионов. При недостаточной квалификации — обучать и приглашать. В этом Михаил был солидарен с предыдущими спикерами, объявляя поддержку инициативам Эвелины Алиевой и Александра Горбаченко.
Месседж №3: Нет ни одного качественного сайта, ни одного проработанного рабочего канала (да хоть чата), где большинство функционеров индустрии могли бы согласовывать свои действия, реагировать на анонсы и калибровать свои планы. У коммерческого уровня TIER 1 есть сайт cybersport.ru — но на нем никогда не будет новостей о региональных чемпионатах, фестивалях и кубках. Сайт ФКС РФ также вещает только о своих проектах. В индустрии, в принципе, есть пара рабочих чатов — но в основном они заспамлены. Обмен мнениями, эмодзи, обсуждение новостей, но никак не рабочие отношения в построении календарного плана или формирования нового совместного проекта. Нет у нас ни единого «рупора» для любительского киберспорта, нет и канала. А нужны.
Существующие решения №2:
Раз за столь продолжительное время так и не появились — создать. Тем более, что в нынешнее время это гораздо проще и дешевле. Есть базовые решения и наглядные примеры «на другом уровне» или «в других видах деятельности». Создать по аналогии, взяв лучшее, объединив искренних единомышленников. На определенном этапе были зачатки данных проектов у организации АРК, но пока нет готового продукта. Нужны смелые, терпеливые и немного фанатичные (иначе никак) коллеги для того, чтоб создать и в сфере общения функционеров «Единый Центр», пусть и не образовательный)
Предложения от участников форума: Каналов общения хватает, не хватает централизации. Самый сложный вопрос — чья это может быть ответственность. Готовы ли немного «ленивые» участники рынка для очередного рывка и достаточно серьезной работы. Вопрос остается открытым.
Будущее: Над всеми тремя задачами Михаил обещал работать в ближайшей перспективе — уже осенью.
— Программы и документы по фестивалям, финансы на которые можно получить из министерств или через гранты, готов предоставить по запросу любым желающим.
— Обмен сотрудниками, а также повышение квалификации, обучение кадров ФКС Удмуртии готова запустить уже в октябре. Возможно, при поддержке РАНХиГС
— Создание единого информационного ресурса требует совместных усилий нескольких участников рынка. Как минимум пары серьезных организаций в Москве. Уже в ноябре к такому диалогу ФКС Удмуртии готова и приглашает всех желающих.
Спикер #4 = Марат Ханов
Представитель ФЭС Уфы
Кейс: Киберспорт: вводный курс — ликбез для новичков индустрии
Основные проблемы:
— Скептическое отношение или непонимание киберспорта как вида деятельности со стороны непосвященных
— Недостаток информации об истории киберспорта
Месседж: Родители, учителя, чиновники, просто старшее поколение, а также наоборот, слишком молодое, чтоб помнить «как все начиналось» — все они имеют разрозненные данные о киберспорте. У каждого своя картинка, мнение и суждение. Во многом такой хаос существует из-за отсутствия сведенной базовой информации, которая могла бы открыть историю любому неофиту.
Существующие решения:
Этот недочет исправили Марат с коллегами, выпустив объемный труд, который доступен по ссылке https://vk.com/wall-161948285_4026 и открыт для всех желающих.
Это и история для интересующихся, и пособие для функционеров, с помощью которого они смогут проще бороться за сердца новой или старой, но негативно настроенной аудитории.
Предложения от участников форума: Запрос! Можно ли использовать и ссылаться? В ответ Марат сообщил, что можно и нужно, не случайно документ висит в открытом доступе.
Просим всех ссылаться на источник, мы радеем за цивилизацию в киберспорте!
P.S. Многие идеи и даже решения с форума невозможно уместить в краткий обзор. Для этого и существуют форумы. Рады, что некоторые вопросы участников были отвечены, а некоторые особо наболевшие уже в разработке. Возможно, уже к 2022 часть из них решится. Мы будем следить за основными и периодически способствовать вашей информированности.