Обзор финала Первого Кубка по киберспорту среди организаций.

Странно получилось: мой телефон прозвонил и обдал меня информацией о том, что в ближайшие дни мне предстоит написать материал о киберспортивном Корпоративном Кубке, что должен пройти в Ижевске. А я ведь и не знаю почти ничего о киберспорте. Конечно, старался себя подготовить. Я готовился еще в прошлом месяце, когда должен был написать об отборочных соревнованиях. Тогда я задался вопросом – как подготовить себя к параллельной реальности, в которой я чувствую себя неопытным мальчишкой (словно мне опять 14 лет)? Я начал рыть носом информацию в интернете: там пока можно найти много чего полезного – он пока еще не стал суверенным. Посмотрел подкасты и трансляции, ознакомился с новостями и трендами. Ну, чувствую – прокачиваюсь! Да, тут еще травма: хрясь – мой голеностоп приказал долго жить на постельном режиме (минимум пару месяцев). Ну, ничего. Было время перейти на следующий уровень понимания киберспорта, как такового, киберспортсменов, как представителей этого спорта, и изучить саму структуру соревнований.

В общем, в какой-то момент мой мозг отказался воспринимать информацию, немного оквадратился и задымил. Киберспортивного контента в интернете очень много. Он ошеломляет неподготовленного читателя обилием подробностей, понятных только знатокам. Поначалу он может даже помешать, напугать, человека неподготовленного, того, кто не увлечен играми. Я подумал: наверное, так происходит каждый раз, когда ты встречаешься с чем-то новым. Ну, вот, к примеру, решили вы изучить астрофизику после того, как была опубликована фотография черной дыры, а вам с экрана рассказывают про теорию струн. Да, все приговаривают – на самом деле это очень просто! Я понял, когда физики говорят, что все просто, надо готовиться к тому, что будет сложно. Так же и с киберспортом? Вот таким вопросом я задался, пока погружался в изучение предмета. И тут меня осенило: а, что если лучшим вариантом понять – это окунуться в предстоящее мероприятие, увидеть все собственным глазами?! Может быть, для этого и стоит предназначить данный материал, как историю проникновения в киберспорт человека, который был от него далек?! Что он там увидит, этот человек, как воспримет? Какие вопросы будут его занимать? И наконец, какие ответы получит?

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”.

Блестит снаружи на солнце и внутри почти неоновым светом инфраструктуры технопарк “Кванториум”. Толпится в равной степени молодежь и люди постарше. Ба, да все они пришли принять участие в Кубке Корпораций 2019. Администраторы регистрируют участников, проверяют трудовые книжки и студенческие билеты.

– А это для чего? – спрашиваю.

– Должны же мы точно знать, что сегодняшние участники представляют свои организации, за которые они заявляются! – говорит один из администраторов, а по совместительству комментатор ижевского баскетбола и гандбола, Георгий Владыкин.

Все серьезно, даже мышь не прошмыгнет, если только не будет обладать паспортом и нужной трудовой книжкой, а еще хорошо, если она будет обладать талантами обращения с компьютерными играми.

А вот поддержать свою команду болельщики могли абсолютно спокойно. Любопытно, что их было довольно много. Тут, конечно сказалась корпоративная культура. Но я вообще себе сложно представлял, как следят болельщики за соревнованиями по киберспорту. Помню, как меня удивили переполненные трибуны ВТБ Арены в Москве, я уж не говорю про турниры в Азии. Да, и здесь – народ дружно набился в зал, поддерживая своих.

Тут нужно остановиться подробнее. 21 апреля проводился финальный турнир киберспортивных корпоративных соревнований, дебютировавший в этом году. Старт турнира состоялся в январе, чуть позже – вплоть до марта – проводились отборочные соревнования. Наконец, в финальном турнире встретились три команды: HTC Esports (Центр Высоких Технологий), ИПСУБ 2019 (Институт права, социального управления и безопасности) и KYrush (АО "Ижевский электромеханический завод "Купол").

Пресс-релиз соревнований гласил: “Лучшие представители организаций будут соревноваться в трех дисциплинах: DOTA2, Counter-Strike: Global Offensive и World of Tanks, а чемпионом станет та сборная, которая наберет наибольшее количество очков в общем зачете. Финалисты этого мероприятия не сражаются за призовой фонд, а защищают цвета своей компании - такова общая концепция соревнований. Победители пополнят кубковый стэнд своей организации эксклюзивным Кубком Корпораций, а сами получат памятные медали”.

– Это уже второе крупное мероприятие, которое Федерация компьютерного спорта Удмуртии проводит на территории технопарка “Кванториум”– технические условия и радушный приём крайне способствуют. Уверен, и на этот раз все пройдет замечательно! – делился накануне своими ожиданиями президент Федерации компьютерного спорта Удмуртии Михаил Маргасов перед стартом финального этапа соревнований.

Пока я изучал историю киберспорта, его систему, нашел любопытную информацию. Меня она озадачила, но показалась логичной и понятной. Дело в том, что любой новый спорт требует финансовых вливаний для своего развития. Но никаких финансов не будет, если инвесторы не уверены в будущем спонсируемого проекта. Главный источник денег в киберспорте — крупные бренды. В основном это сами издатели игр. Они организуют большинство турниров и содержат киберспортивные команды. Это помогает им продвигать свои продукты среди обычных геймеров и удерживать многомиллионную аудиторию без ежемесячного выпуска новых фич. Самые денежные кибердисциплины — Dota 2, League of Legends и Counter-Strike. Но кроме этого киберспорт спонсируют большие компании, которые понимают, что это спорт будущего. Да, что там будущего – настоящего!

Киберспортсменам будет проще реализовать себя в жизни. У них отличные навыки мышления и работы в условиях многозадачности, у капитанов команд развиты лидерские качества. Так что киберспорт – это кузница будущих управленцев и предпринимателей! – считает Антон Богер, основатель образовательной платформы для геймеров MMO Coach.

Большие компании в США и Азии давно осознали популярность и прикладное значение киберспорта, от того и вкладываются в это направление. Любопытно, что в США члены университетских киберкоманд получают такие же стипендии, как университетские игроки в американский футбол.

Постепенно и российские компании осознают значение “нового” вида спорта. Отлично, что и Удмуртия в этом плане находится на переднем фланге современности. Кубок Корпораций – лучший тому пример.

Любопытный факт: Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло в 2001 году. Через несколько лет чиновники отменили принятое решение из-за недостаточного развития киберспорта в регионах. Но в 2016 году киберспорт снова был восстановлен в своих правах.

Еще перед началом соревнований была озвучена краеугольная фабула соревнований – в больших корпорациях есть серьезный запрос на участие в подобных турнирах на сплочение сотрудников с помощью команд по киберспорту, но отсутствовала площадка реализации этих идей. И вот она появилась.

ФКС Удмуртии смогла аккумулировать современные и продвинутые компании для участия в турнире по спорту о значении, которого мы уже писали. Уровень спорта неуклонно растет, как, безусловно, на профессиональном уровне, так и на уровне любителей. Справедливости ради – стоит снять шляпу перед организаторами турнира и участниками за смелость и новаторство. Центр Высоких Технологий, Институт права социального управления и безопасности, Ижевский электромеханический завод "Купол" и ФКС Удмуртии стоят у истоков нового и, возможно, большого. Это понимает даже автор статьи, который уже объяснил отсутствие базовых знаний о киберспорте и неангажированность в его продвижении. Но это зажгло даже меня!

– Ижевский Радиозавод, ТЭЦ №2 и Ростелеком также в теме. Они не успели поучаствовать в первом кубке – пока оформление документов, выборка дат отборочных и прочие бюрократические нюансы сильно тормозят нас. Но и мы, и участники кубка, получили хороший опыт, который ускорит проведение второго сезона, возможно, уже летом. Тогда участников может стать вдвое больше, – комментирует будущее Кубка Михаил Маргасов.

Сам же финал начался еще утром, когда администраторы подключали аппаратуру, судьи занимались последними приготовлениями, ведущие подготавливали разнообразные конкурсы и игровые площадки.

Потом все резко взорвалось регистрацией и непосредственно самим стартом турнира. Ключ на старт – и Кубок Корпораций выстрелил встречами в дисциплине Дота 2. Команды должны были сыграть в один круг каждый с каждым, чтобы выявить победителя.

Тут, я с вашего позволения сделаю еще одну ремарку. Мои познания, полученные в момент заживления порванных связок, подсказывают: Дота – самая популярная и капитализированная киберспортивная дисциплина. А вот и познания: по данным сайта сайта e-Sports Earnings в профессиональных организациях проводится более 600 турниров в год, при этом общегодовой суммарный призовой фонд составляет фантастические 90 млн. долларов США. Неплохо, да?

На отчетном турнире не оказалось равных “Куполу”. Купольские дотеры оформляют победу, а за компьютерами уже участники дисциплины World of Tanks. Турнир “танкистов”, впрочем, оказался коротким. К сожалению, Центр Высоких Технологий не смог заявить команду и, как итог, победитель определился в одной игре. “Купол” снова оказался сильней. Есть дубль!

Пока игроки бились за победу в двух первых дисциплинах, самый настоящий фурор произвела площадка VR. Стоит отметить, что помимо официальной программы, участников и зрителей ждала дополнительная развлекательная программа. Эта программа продолжалась в течение всего финала, при подготовке к играм, в паузах и перерывах. В общем, болельщикам участвующих команд точно было не скучно – представители компаний боролись в неофициальных дисциплинах за приятные сувениры.

Игроки, конечно, думали о своем: видели бы вы эти сосредоточенные лица, впившиеся в одну точку, пожиравшие мониторы, словно удавы, заглатывающие свою жертву. Но бурные эмоции болельщиков тоже были важны, так что геймерам пришлось привыкать к стрессовой ситуации конкурсов и шуму вокруг. В конце концов, играют же хоккеисты и баскетболисты в переполненных дворцах, а футболисты под гулом стотысячных стадионов. Это тоже хорошая ментальная школа. Да, и зрителей было не оторвать от нового вида боления.

Удовлетворившись виртуальной реальностью VR, зрители пустились выяснять отношения в “Just Dance”. “Just Dance” – музыкальная игра, где игроки используют Wii Remote и пытаются воспроизвести движения танцора на экране, зарабатывая очки. Получилось задорно, если не сказать больше. Вот тут народ раскачался и поджег танцпол напалмом. Особенно зажгла песня группы Queen “Don`t Stop Me Now”. Во-первых, песня оправдала свое название. А, во-вторых, русский народ снова доказал, что нет для него ничего ближе музыки старого доброго Фарруха Булсара – английского занзибарца – по совместительству Фредди Меркюри.

В общем, вот после такого отрыва, в котором надо отметить, победила Ольга Кириллова из ЦВТ (Центр Высоких Технологий) (позже она получит и приз лучшей болельщицы турнира), немного успокоили огромных размеров шахматы, где не было равных Роману Урасимову из “Купола”.

– Я была куратором участия нашей компании в Кубке Корпораций. В компании ЦВТ есть понимание того, что киберспорт является спортом будущего. Мы хотели участвовать в первом Кубке Корпораций, стать наряду с другими компаниями первооткрывателями. И, конечно, ЦВТ близки к этому направлению, как IT-компания. Надо сказать, что в отборочных соревнованиях внутри компании у нас была серьезная конкуренция, в том числе в дисциплине “Just Dance”. Я с детства занимаюсь танцами, но для победы в отборе пришлось постараться. Поэтому, можно сказать, я была хорошо подготовлена к конкурсу на Кубке Корпораций. В финале я выбрала Queen – как-то хотелось танцевать именно под них. Это же Queen! Вот только песня оказалась очень длинной, тут не подумала. Но было весело, в итоге удалось победить, причем в серьезной конкуренции. Когда я заявлялась, то думала, что участников будет куда меньше. Пришлось постараться ради победы! Приз лучшей болельщице турнира? Я хотела поддержать ребят. Получилось зажигательно! – с удовольствием вспоминает Ольга Кириллова.

Лучшей командой болельщиков были признаны представители команды ИПСУБ. Молодежь была наиболее раскованной и не скупилась на эмоции, причем как в сторону соратников, так и по отношению к конкурентам. Настоящий спортивный дух, которым стоит гордиться и без всяких наград!

Наконец, заканчивали соревнования спортсмены в дисциплине CS:GO 5x5. Победу одержала команда ЦВТ, не встретив слишком сильного сопротивления со стороны других команд.

Всем победителям были вручены медали, а Кубок Корпораций достался сборной завода «Купол». Сам Кубок – штука красивая и завидная – большой красавец из оргстекла, который займет свое место в наградной коллекции победителей. Первый шар брошен – первые кубок разыгран.

Но вне зависимости от результатов, кажется, выиграли все. Даже я! Серьезно! Нет ничего ценнее новых открытий, а они приходят только с опытом. И в этом плане Кубок Корпораций неоценим. Теперь лично я смотрю на киберспорт гораздо шире, готов разрушать свои барьеры и сомнения, и абсолютно точно готов отдать должное каждому энтузиасту, который делает шаг в будущее. Сегодня в финале принимали участие три команды, завтра их, несомненно, станет больше. Но имена первооткрывателей останутся их гордой историей.

– Смотри, как интересно: здесь не только киберспортивная молодежь, но и взрослые люди, которые любят играть в компьютерные игры. Они работают на заводах и в больших компаниях, но сегодня они снова смогли почувствовать себя молодыми! – подведет итог Георгий Владыкин, баскетбольный судья, который, как и я, на этом турнире работал в среде простых, но восторженных функционеров.

Лучше и не скажешь. А, впрочем – расширяйте границы и будьте открыты ко всему новому! Вы еще не следите за киберспортом? Не отставайте от тренда! Присоединяйтесь!

Автор текста: Андрей Жидков. Фото: Яна Рафикова 


Добавить комментарий


Top.Mail.Ru